#ЭСТЕТИКА334

Эстетика жизни и смерти: как существовать «по красоте»

 

Особенность каждого современного человека – чёткая уверенность в том, что кого-кого, а его уж точно не следует учить жизни: всё и так известно без посторонней помощи и сомнительного вмешательства. Поэтому любое слово, которое содержит в себе корень «воспит» или «учит», или другую такую же обидную морфему вызывает внутренний протест. Особенно, когда речь идёт об эстетике, то есть восприятии прекрасного. Разве можно научить кого-то п р а в и л ь н о понимать, что красиво, а что уродливо? И есть ли для этого какие-то чёткие критерии, когда так культивируется мир субъективизма и индивидуальности?

 

 

О главном – что такое эстетика

Чтобы не растекаться мыслью по древу, нужно сразу обозначить, о чём конкретно пойдёт речь, какое смысловое наполнение сопутствует слову «эстетика». В данном случае все категории эстетического распространяются на всё, что человек воспринимает с помощью органов чувств. Это позиция, далёкая от утилитарности, она самоценна и самоцельна, связана с переживанием, восхищением и наслаждением.  

 


Обучение прекрасному

В школах преподают широкий калейдоскоп предметов, однако в расписании не увидишь пункта «эстетика». Это связано с тем, что речь идёт о весьма собирательном  и сложном понятии, которое включает в себя эрудированность в разных сферах искусства.  Лояльность современных критериев позволяет называть себя эстетом каждому первому, но иногда такие заявления вызывают в лучшем случае презрение. Чтобы не выставить себя на посмешище и не обрести статус фрика, нужно хотя бы иметь представление о том, что такое красота и как она реализует себя в разных формах. Для этого существует живопись, музыка, кинематограф и другие прикладные понятия, изучать которые можно посредством непосредственного ознакомления и критических работ. Чувство прекрасного – это глубокое внутреннее богатство, которое нарабатывается путем духовных практик и бесконечного саморазвития.

 

Категории эстетики

Красота vs безобразие. Стереотипное мышление ограничивает эстетику только прекрасным, но в действительности безобразное привлекает внимание чуть ли не больше, чем каноничная красота. Самой яркой иллюстрацией этого высказывания стали полотна Иеронима Босха, в которых отталкивающие образы – основная движущая сила.


 

Возвышенное  vs низменное. Гибкость человеческого мышления позволяет воспринимать и интерпретировать вещи совершенно разного порядка и масштаба. Возвышенное, согласно немецкому философу Иммануилу Канту, может быть математическим (например, восхищение величием египетских пирамид или огромными горами) и динамическим (море, бушующее на глазах у зрителя, и другие проявления неукротимой силы). Низменное же, хоть и ассоциируется с недостойным и скверным, но тоже имеет место в искусстве для антагонистического переживания.

 

 

Трагическое vs комическое. Трагическое неизменно связано с наличием внутреннего конфликта, его развязка – гибель, несчастье. Комическое же переживается через смех и катарсис.

 

Как научиться жить красиво

Если брать за основу теорию вчувствования, которую предложил Теодор Липп, эстетическое не существует как категория объективная. Мы проецируем на окружающую нас действительность свои собственные ощущения. Следовательно, чтобы жить красиво – нужно быть красивым по своему существу, анализировать и развивать собственные эмоции и ощущения, не закостеневать и не стоять на месте.

 

 

Эстетическое воспитание подразумевает не только бесцельное брожение по музеям с шарфиком и молескином наперевес. Это умение смотреть и видеть. К тому же, в настоящее время граница между искусством и не-искусством весьма размыта и определяется личным дискурсом, контекстом. Кто-то видит прекрасное в картинах Сальвадора Дали, а другой восхищается отражением солнечных лучей в луже. Кто прав? Для этого нужно сначала решить, кто судья.

 

Красота людей – миф или реальность

Красота людей и, в частности, человеческого тела, всегда была предметом социокультурного осмысления. В каждую эпоху восприятие собственного «я», выраженного в материальном воплощении, было разным, так же, как и стандарты прекрасного. Сейчас это восприятие меняется с каждым годом. Если посмотреть коллекции музеев и альбомов по искусству, можно увидеть самые причудливые фигуры, причёски, костюмы и т.д. Это даёт почву для воображения, игру фантазии и расширяет границу восприимчивости. Красота не статична, она многообразна и многогранна.

Будьте прекрасными, будьте развитыми, будьте умными и живите «по красоте».

 

 
 
comments powered by HyperComments