#ПОЗНАНИЕ

Сила манипуляции: как большая ложь становится смыслом жизни

 

 

Поговорка «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» недвусмысленно намекает на то, что в России весьма однозначно относятся к этому распространённому свойству характера. Однако практика показывает, что стремление к развёрнутой информации часто открывает неожиданные горизонты, выводит на новый уровень мышления и позволяет получить более полную картину мира. Так, в 1967 году преподаватель истории Рон Джонс во время одного из уроков в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто в Калифорнии вступил в дискуссию со школьником, который задал неожиданный и очень интересный вопрос. Учащегося интересовало, как рядовые жители Германии могли притворяться, что им ничего не известно о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в стране. Так началась одна из самых интересных недель в школьной истории.

 

Понедельник

В первый учебный день недели Рон Джонс прочёл детям лекцию о дисциплине, о её силе и плодах. В качестве иллюстрации он приводит деятельность спортсменов, танцоров, художников, учёных. Преподаватель попытался объяснить школьникам, как важно быть терпеливым, чтобы в итоге получить результат. Затем Джонс приказал занять позицию «смирно» и объяснил, что это лучше способствует обучаемости. После этого он несколько раз велел им выйти из помещения и зайти обратно. Школьники отнеслись к «игре» с воодушевлением, они реагировали на слова преподавателя послушно даже тогда, когда Джонс приказал самым пассивным ученикам отвечать на вопросы живо и чётко.

 

Вторник

На следующий день учитель, войдя в класс, заметил, что школьники сидят  в положении смирно, смотрят прямо перед собой. При этом мышцы шеи учащихся были напряжены, лицо сосредоточенное и сконцентрированное. Без улыбок. Без вопросов. Тогда Джонс взялся объяснять силу общности и приказал всем хором кричать слова «сила в дисциплине, сила в общности». Все охотно и воодушевленно повиновались, поскольку это казалось им проявлением силы группы. После этого Джонс попросил учеников при приветствии друг друга использовать конкретный жест: поднимать изогнутую правую руку к плечу. Он сказал, что это салют Третьей Волны. Школьники подхватили эту инициативу и охотно использовали её все следующие дни.

 

Среда

Заинтересованные экспериментом школьники начали уходить с уроков, чтобы посетить лекции Джонса. В среду Рон решил выдать всем ученикам членские билеты. На трёх билетах он поставил красные отметки и объяснил их обладателям: теперь у них есть сверхсекретное и важное задание – докладывать обо всех, кто не подчиняется установленным правилам. Один из учеников захотел быть телохранителем учителя и ходил за ним по всей школе. Некоторые родители были возмущены экспериментом, однако преподаватель объяснил, что таким образом иллюстрирует школьникам, что такое немецкий тип личности. Однако увидев, что родители удовлетворены таким пояснением, остался крайне недоволен. К концу среды в организации Третья Волна насчитывалось более двухсот учеников. Они заставляли друг друга соблюдать правила и были крайне серьёзны в своём увлечении.

 

 

Четверг

Численность организации продолжала увеличиться. Тем временем Рон пытался объяснить школьникам, что такое гордость:

«Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить. Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа».

Кроме того, Джонс назначил четверых учеников конвоирами и приказал сопроводить в библиотеку школьниц, чьё поведение показалось ему неугодным. Кроме того, он намекнул, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

 

Пятница

В кабинет набились все члены «организации». К этому времени помещение было украшено предварительно подготовленными знамёнами Третьей Волны. В полдень учитель закрыл двери и выставил часовых.

«Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.

 

Пришло время кульминации. Преподаватель обратился к учащимся, которые, затаив дыхание, слушали его:

«Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь».

После этих слов Рон Джонс показал учащимся фильм о нацистской Германии. 

 
 
 
Материалы по теме: